Данные есть данные, не правда ли? На самом деле, это не так. Существуют разные типы данных в зависимости от того, в какой точке цепочки управления данными вы находитесь. Например, ответственные за хранилище данных склонны к тому, чтобы видеть факты и измерения – транзакционные или сгруппированные измерения и элементы для того, чтобы соответственно классифицировать и анализировать их. Но первичные данные также подразделяются на различные виды.
Рассматривая первичные данные, мы обычно говорим об одном из трех типов данных:
- мастер-данные (или основные данные)
- операционные данные
- транзакционные данные
Часто те, кто никогда не имел дела с данными на прямом базовом уровне, никогда не видели такого вида классификации. Однако учиться управлять данными полезно именно на базе такого подхода, т.к. такое распределение позволяет определить ценность ваших данных в долгосрочной перспективе и оценить усилия по управлению данными в ближайшем будущем.
МАСТЕР ДАННЫЕ
Мастер-данные – это характерные свойства, описывающие объекты и субъекты по принципу «Что это». Начиная с материалов и услуг, которые вы покупаете и продаете, до основных средств и оборудования, которое вы используете для управления вашим бизнесом, эти объекты нуждаются в достоверных мастер-данных, размещенных в ваших системах. Наиболее важно здесь отметить, что если вы используете несколько систем, использующих одинаковые объекты данных (материалы, услуги, продукты, оборудование и т.д.) – вам необходимо качественное управление мастер-данными для того, чтобы позволить этим системам обмениваться данными об одном и том же объекте без создания путаницы и ложных смыслов. Под субъектами могут подразумеваться поставщики, у которых вы покупаете, покупатели, которым вы продаете, и даже сотрудники вашей организации (вспомните, есть ли у вас уникальный номер/признак сотрудника, который идентифицирует вас во всех этих информационных системах). Даже счета бухгалтерского учета и центры затрат, используемые в финансах, являются частью мастер-данных. Однако все эти типы мастер-данных имеют связанные с ними операционные данные.
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Операционные данные – это справочная информация, которая обычно связана с мастер-данными. Такие данные, как название поставщика, название производителя, применимые классификации, сроки поставки, минимальный/максимальный размер заказа и т.д. – это операционные данные. Справочная информация наподобие этой крайне важна для разумного использования данных в транзакционном окружении. Она является дополнительной поддерживающей информацией о товарах, услугах, единицах оборудования и превращает данные в применимые на локальном уровне.
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Транзакционные данные не требуют особых дополнительных пояснений. Они представляют собой более тактический ресурс и сфокусированы на достижении каких-то целей. Каждая транзакция генерирует транзакционные данные, используя определенную часть мастер-данных и операционных данных вместе с информацией, описывающей конкретную транзакцию (время, место, количество, сумма и т.д.). Когда вы готовите отчеты – результатом часто является перечень или обобщение данных транзакционного уровня (например, отчеты о продажах основаны на транзакциях, объединенных по некоторому параметру данных). В некоторых подразделениях, таких как Закупки, транзакционные данные могут стать триггером, инициирующим изменения в операционных данных. Хорошим примером может быть, например, обновление средней стоимости закупаемого вида товара/услуги (которая является частью операционных данных) по мере осуществления новых закупок, т.е. на основании транзакционных данных из заказов на закупки.
Таким образом вы можете увидеть, как различные типы данных имеют разную применимость в качестве основы любой связанной с данными деятельности. Поддержание высокого качества каждого из этих типов данных может заложить базу для дальнейшего осуществления проектов, построенных на данных – в частности, в сферах отчетности и аналитики, big data, анализа расходов или закупок. Качественные данные позволят каждому из таких проектов раскрыть весь заложенный в нем потенциал и принести компании обещанные экономии или дополнительные доходы. Для получения дополнительной информации о том, как качество данных и в целом управление данными может помочь вашему бизнесу стать более прибыльным, посетите наш сайт www.pilogrus.ru или позвоните нам +7(495)127-09-24.